Пьяцца дель Пополо в Риме является одной из красивейших площадей, соответствующей в своем исполнении стилю барокко. Всем, пожалуй, известно выражение о том, что все дороги ведут в Рим. Одной из таких дорог является дорога, построенная в III в. до н.э. Гаем Фламинием, древнеримским цензором. Вела она к городским воротам с северной стороны стены Аврелиана. Ворота эти изначально назывались Фламиниевы ворота, или же Porta Flaminia. Площадь, о которой сегодня пойдет речь, Piazza del Popolo, находится именно рядом с ними.
Название этой площади Рима происходит от некогда появившейся здесь рощи тополевых деревьев. Populus с латинского переводится как тополь. По преданиям, именно на территории этой рощи находилась прежде гробница императора Нерона.
Есть и иное предположение относительно названия площади. Связывается оно с тем, что Populo в переводе с латинского означает народ. Собственно, и сами жители Рима относятся к Piazza del Popolo как к площади народной. Объясняется это тем, что с давних времен на этом месте происходила оживленная торговля, периодически проводились праздники и даже публичные казни. Как видите, последнее предположение имеет не меньше оснований для объяснения названия.
Доменико Фонтана и его «гусиная лапка»
С XVI в. в Риме возникли проблемы, обусловленные увеличением плотности населения. Это обстоятельство стало причиной деградации города, который, в свою очередь, существовал практически на руинах храмов. Канализационные системы и акведуки стали к этому времени приходить в негодность. По этой причине Сикст V принял решение направить все силы на изменение облика Рима, а также на общее улучшение качества жизни населения. Обязанности по подобным изменениям, планируемым для города, папа возложил на Доменико Фонтана.
Архитектором была спроектирована и предложена к возведению принципиально новая дорожная сеть. С ее помощью предполагалось устранить некий хаос, свойственный территории римских холмов, столь неприглядно сочетающийся с полуразрушенными храмами. Эта дорожная сеть должна была связывать между собой ключевые места в Риме. Последние предполагалось обозначить обелисками. Фонтана располагал ограниченными финансовыми возможностями, потому лишь предварительная часть его плана была реализована. То есть, в ключевых местах Рима были размещены древние обелиски.
Такой первый шаг, к счастью, стал основой для дальнейших работ, связанных с урбанизацией Рима. Он также был использован в качестве некоторого руководства для дальнейших поколений градостроителей и дизайнеров.
Пьяцца дель Пополо, начиная с периода правления папы Сикста V, становится местом, с которого взяли свое начало такие городские дороги как:
- Via di Ripetta
- Via del Babuino
- и Via del Corso
Египетский обелиск, установленный на площади Рима Пололо в 1589 г. является напоминанием об этом. Что касается этих трех улиц, то их объединил т. н. радиальный трезубец. Ввиду особенностей такой конструкции в Италии ее стали называть «гусиная лапка». Во Франции она получила название «patte d’oie», а в Англии — «goose foot». Кстати, оригинальная идея, предложенная Доменико Фонтана, была реализована в Версале во Франции, для Place de Armes. Карло Райнальди в Италии также в свое время применял ее.
Собираясь в Рим, не забывайте заранее покупать билеты на посещение местных достопримечательностей. Сделать это можно по ссылке на официальной платформе билетов.
Обелиск Фламинио
Упираясь в городские ворота, установлена грандиозная в своих масштабах стела, в высоту составляющая 24 м.
Piazza del Popolo изначально располагала лишь единственным украшением. В качестве такового служил фонтан Giacomo della Porta.
Его возведению послужил указ папы Грегория XIII. Данный фонтан стал одним из 18, предусмотренных к возведению после того, как была произведена реставрация акведука Aqua Virgo в Риме.
Правда, когда проектировалась инфраструктура, было выявлено, что оси, в которых пересекаются главные планируемые городские дороги, сходятся как раз в этом самом месте. Чтобы визуальное восприятие расходящихся из общего центра дорог оказалось целостным, исключительно важным моментом стала необходимость размещения обелиска именно на том месте, где действовал фонтан. Он сам, в свою очередь, был смещен в сторону Via del Corso.
Интересные факты
- Строительство египетского обелиска происходило в период с 1232 по 1220 г. до н.э.
- На это время пришелся период правления Марнептаха и Рамзеса II.
- Обелиск оказался в Риме в качестве трофея, привезенного Октавианом Августом, произошло это в 10 г. до н.э.
- Барельефы, используемые в его украшении, созданы в качестве атрибутов обелиска, восхваляющих деяния указанных египетских фараонов и жизнь при их правлении.
- Стела изначально служила украшением для Circus Maximus. Когда Империя пала, стелу низвергли и закопали.
Реставрация и последующая установка этого артефакта была произведена Доменико Фонтана, что входило в его план градостроения. С того времени обелиск стал одной из главных достопримечательностей Вечного города.
Базилика в стиле барокко на Piazza del Popolo
Возле городских ворот можно увидеть одну из самых старых в городе церквей, это базилика di Santa Maria del Popolo в Риме. Расположена она именно там, где, согласно преданиям, прежде располагался мавзолей Domizzi Enobarbi. В нем же находится гробница императора Нерона, некогда одного из самых страшных императоров Рима.
Папа Пасхалий II прежде дал указ извлечь останки Нерона и бросить их в реку, сам же мавзолей — разрушить.
Уже в 1099 году на этом месте было принято решение возвести небольшую часовенку. Спустя еще некоторое время, в 1227 году, она была расширена, чему способствовал папа Григорий IX. В период с 1472 по 1477 годы уже папой Сикстом VI часовня была полностью перестроена под соответствие стилю ренессанс.
Над этим проектом в Риме работали:
- Баччо Понтелли
- Андреа Бреньо
Возможностью увековечить собственную персону воспользовался и папа Александр VII. Под его руководством был полностью видоизменен фасад в период 1655-1660 годов. Свежие веяния в области архитектуры на тот момент нашли здесь свое отражение. Разработкой проекта занимался мастер Бернини. Под его влиянием церковь обрела формы в стиле барокко, и именно в таком виде мы имеем возможность наблюдать ее сегодня. Александр VII, однако, не остановился и на этом. Так, в 1662 году начал разрабатываться проект еще на два здания в стиле барокко для Пьяцца дель Пополо.
«Близнецы» на Пьяцца дель Пополо
Особенности симметричного расположения двух церквей с южной стороны рассматриваемой нами площади Рима указывает на своеобразный вход в Вечный город. Слева располагается церковь Санта Мария ин Монтесанто (Santa Maria in Montesanto). Ее строительство завершилось в 1675 г. Расположенная справа церковь была построена через три года, это Санта Мария деи Мираколи (Santa-Maria-dei-Miracoli).
Создатель обеих церквей в Риме вынужден был решить уникальную в своем роде и, вместе с тем, сложную задачу. Заключалась она в том, что территория между Via di Ripetta и Via del Corso оказалась уже, чем территория между Via del Babuino и Via del Corso. То есть, фактически была исключена возможность возведения идентичных друг другу зданий. У них бы были отличные друг от друга размеры и купола. Это, в свою очередь, нарушает симметричность, на которую изначально рассчитывал архитектор.
В итоге Santa Maria in Montesanto на Piazza del Popolo была спроектирована в овальной форме. При этом она была смещена немного отдаленно от самой площади. Эллиптический купол визуально соответствовал круглому куполу Santa-Maria-dei-Miracoli. Таким образом, геометрически отличающиеся размеры не повлияли на то, как воспринимаются оба здания. Глядя на них, кажется, что они совершенно одинаковы. Решение задачи в итоге оказалось просто гениальным, Райнальди действительно великолепно с ней справился.
Обновленная Пьяцца дель Пополо
В период 1816-1834 гг. проводилась масштабная реконструкция Piazza del Popolo. Она, усилиями Giuseppe Valadier, стала овальной. Архитектором была объединена восточная часть с холмом Пинчо и западная часть, направляющаяся к реке Тибр. В этом временном промежутке, в 1823 году, архитектор убрал портящий весь вид площади фонтан Giacomo della Porta. Фонтан этот, к тому же, не соответствовал стилю барокко, в котором площадь была выполнена. Вместо него архитектором были размещены четыре фонтана, идеально сочетающихся с обелиском и украшенные фигурами львов. Из пасти каменных изваяний животных струится водяной поток. Выступая в качестве одного из элементов этой композиции, стела словно отделяется от нее, направляясь к небу.
Чуть позднее, в 1828 г. архитектором Giuseppe Valadier было установлено дополнительно два фонтана на Пьяцца дель Пополо. Помещены они были по его задумке в самом центре окружающих площадь изогнутых стен. Оба фонтана по своей структуре одинаковы и имеют вид полукруглых ванн. Ванны эти расположены несколько выше уровня самой Piazza del Popolo. Вода в них поступает через каскадные чаши. По верху стены с обеих сторон установлены витые пары дельфинов.
В качестве единственного отличия при сравнении обеих работ на Пьяцца дель Пополо можно обозначить разве что центральную группу статуй. Так, с западной стороны, которая соответствует месторасположению Тибра, размещен Нептун, а вокруг него находится два тритона и дельфины. Со стороны восточной, соответствующей расположению холма Пинчо, можно увидеть богиню Рома. Ее, в свою очередь, окружают статуи Аньене и Тибр. А у ее ног находится волчица, выкармливающая близнецов, основавших в дальнейшем Рим.
В качестве одного из отрицательных качеств, характеризующих творчество архитектора Giuseppe Valadier в Риме обозначается то, что он отказывался от воплощения определенных принципов, присущих барокко. Однако это никоим образом не сказалось на особенностях самой площади Пьяцца дель Пополо и на ее привлекательности. На данный момент площадь соответствует тому ее виду, который она обрела после проведения реконструкции. Ныне ее территория стала аккуратной пешеходной зоной. Здесь же часто проводятся различные концерты и мероприятия Рима.
Посмотреть лучшие отели поблизости можно по ссылке на Booking.com.
Церкви близнецы на площади Пополо выглядят очень красиво. Причем, я была внутри — там тоже есть, что посмотреть. Спасибо за статью. Было интересно узнать столько нового о любимом городе) Была в Риме уже три раза, но думаю, еще не раз там побываю.
Как по мне, в Риме есть более красивые площади, здесь мне не очень понравилось. Хотя, конечно, это дело вкуса. Но на пьяцца Спанья или на площади Навона намного интересней.
Конечно, Испанская лестница или Навона тоже красивые площади)) Но я бы не сказала, что пьяцца Пополо не достойна их) Здесь тоже очень красиво. Взять те же церкви близнецы. Я нигде такого не видела))
Я была в Риме пару лет назад. И тоже обратила внимание на эту церковь. Мы увидели ее вначале с обзорной площадки и захотелось спуститься вниз, погулять, посмотреть.