Капитолийские музеи входят в систему Муниципальных музеев Рима. Наряду с ними в систему включены:
- музейные объекты
- археологические памятники, представляющие особую художественную ценность
При этом, конечно, приоритетное значение Капитолийских музеев не вызывает сомнения. Коллекции Капитолийских музеев связаны с историей вечного города, а это ценно уже само по себе. Артефакты, которые хранят залы Капитолийских музеев, найдены во время раскопок в Риме.
Во все времена центром исторических событий был Капитолийский холм. Религиозная жизнь города, а потом и время гражданских магистратов, позже муниципальное управление – все периоды тесно связаны с Капитолием.
Символом исторического величия Рима являются Musei Capitolini. Здания музеев Капитолийского холма свидетельствуют о величии Вечного города, который гордится своим прошлым.
Сооружения, находящиеся на Капитолийском холме, построены с поистине имперским размахом. А их возведением занимались лучшие архитекторы. Musei Capitolini, открытые в 1734г., впервые продемонстрировали в свободном доступе произведения искусства для всех желающих.
Создание коллекции Musei Capitolini
Дата начала создания старейшего в мире музея известна доподлинно. Кардинал Франческо делла Ровере (1414-1484), через несколько месяцев после того как взошел на папский престол под именем Сикста IV, принял достойное благородного человека решение – презентовать римскому народу лучшие шедевры своей коллекции.
Первые экспонаты коллекции: части статуи Колосса Константина I
14 декабря 1471 на Капитолийский холм были доставлены из Латеранского дворца части гигантской бронзовой статуи Колосса Константина I:
- его голова
- кисть левой руки
- шар
Считается, что эти разрозненные фрагменты когда-то принадлежали монументальной фигуре Колосса Нерона, находившейся рядом с Колизеем еще в Iв. н.э.
Во время работы над выставкой «Мечта Италии – коллекция маркиза Джанпьетро Кампана», которая состоялась в Лувре с 7.10. 2018 по 11.02. 2019г., был обнаружен бронзовый палец древней статуи Константина, фрагменты именно этой статуи сейчас хранятся в коллекции Капитолийских музеев.
Буквально два года назад, в мае 2018 года, достоверность описанного выше факта была подтверждена после проведения специального проекта, исследующего древние техники изготовления античной бронзы. Процесс, доказывающий подлинность артефакта, проводили в Музее Лувра вместе с Центральным институтом исследований Франции.
Бронзовый палец длиной 38 см, находившийся в запасниках Лувра с 1863г., был передан музею римским банкиром Giampietro Campana (1808 -1880), когда-то владевшим огромной коллекцией ценных произведений искусства.
Cosiddetto Spinario и Lupa Capitolina
В коллекцию, которой сейчас владеют Капитолийские музеи, Сикст IV отдал статую мальчика из бронзы, периода эллинов. Статуя изображает мальчика, вытаскивающего занозу из своей стопы (Cosiddetto Spinario). Музей получил в дар от папы и изваяние Капитолийской волчицы (Lupa Capitolina) – символ Рима.
Для того, чтобы увидеть шедевры античности, римляне приходили на площадь около Палаццо деи Консерватори. Произведения искусства оказались внутри зданий музеев лишь спустя несколько десятилетий.
Статуя Геракла
Также папа Сикст IV преподнес в подарок римлянам позолоченную бронзовую статую Геракла. Эта фигура была найдена первой во время раскопок, инициированных папой Сикстом IV. Папа был одним из самых просвещенных людей того времени, радел за сохранение памятников древности. Сикст IV уважительно относился к каждому найденному артефакту и всячески способствовал их сохранению. Так, например, издал специальный указ об особом отношении к произведениям искусства. А в 1473-1474 гг способствовал проведению реставрации конной статуи императора Марка Аврелия из династии Антонионов, созданной неизвестным автором. Эти древние ценности явились основой создания первого в мире публичного музея.
Остатки акролитовой статуи императора Константина
Коллекция будущих общественных музеев стала регулярно пополняться. В 1486 г в ней появились остатки громадной акролитовой статуи императора Константина, обнаруженных во время раскопок на Палатинском холме. Размеры статуи поражают до сих пор. Только голова имеет высоту 2,6 метра, да и ступня двухметровой длины также позволяет представить масштабы скульптуры.
Как пополняли Капитолийские музеи свои коллекции времен правления Папы Пия V
Будущая коллекция Капитолийских музеев стала иметь немного другую направленность во время правления еще одного Папы Пия V (1504-1572), он решил освободить Ватикан от скульптур, которые на его взгляд представляли больше языческое прошлое Рима.
Папа внес в коллекцию музеев эстетику и элегантный вид, пополнив их художественными произведениями разных эпох. Представленные шедевры позволили говорить об изящности собранной коллекции. А здание Дворца Консерваторов, в котором на тот момент размещались экспонаты Капитолийских музеев, не могло вместить сокровища. Музей вынужден был хранить часть шедевров даже во дворе, что, конечно, не способствовало сохранности произведений искусства.
Открытие Палаццо Нуово
История удивляет:
- Чтобы спасти коллекцию музея в 1603 году Папа Климент VIII задумал возведение еще одного здания и даже финансово организовал проект.
- Но состоялось открытие нового здания, хранящего фонды Капитолийских музеев, лишь спустя пятьдесят лет. В 1654 году Палаццо Нуово распахнул двери. Современный вид зданий, расположенных на Капитолийском холме, спроектированный Микеланджело Буонарроти, не изменялся с тех пор.
- А Musei Capitolini стали доступны всем, пожелавшим увидеть коллекцию шедевров, лишь в восемнадцатом веке.
- 1734 г благодаря Папе Климент XII пополнил запасники Капитолийских музеев коллекцией скульптуры и картин кардинала Алессандро Альбани (1692-1779). Известный меценат и ценитель искусства на тот момент испытывал финансовые трудности.
Папа Климент XII считал, что всё, что создано римлянами, им же и принадлежит. Поэтому он повелел приобщить приобретенные шедевры к коллекции Капитолийских музеев. Бенедикт XIV (Просперо Лоренцо Ламбертини, 1675-1758), решил дополнить музей картинной галереей. Пинакотека Капитолия включает в себя купленные папой картины, когда-то принадлежащие семействам Пио ди Савойя и Саккетти.
Антиквариум в Musei Capitolini
Археологический склад муниципалитета, известного сегодня как Антиквариум, постоянно пополнялся новыми произведениями, особенно после объединения Италии под единым флагом.
В 1933 году музей получил невероятный подарок в виде россыпи золотых монет, обнаруженных после расширения via Alessandrina, которая уже не соответствовала запросам римлян тем, что была слишком узка.
При строительстве Via dei Fori Imperiale, после демонтажа дома №101 рабочий, стукнув киркой по стене, был ошеломлен ручьем из золотых монет, посыпавшихся из стены здания.
После исследования сенсационной находки было установлено, что когда-то обладал несметным богатством римский антиквар, реставратор и арт-дилер Франческо Мартинетти (Francesco Martinetti), он жил в доме с 1879 по 1895 гг. Занимаясь подделкой археологических находок и их реализацией через международный черный рынок, этот человек сколотил серьезное состояние. Было найдено в тайнике порядка 2529 золотых монет древней и средневековой чеканки – около 20 кг золота, ограненных драгоценных камней, кроме того, 80 ювелирных украшений, принадлежавших, как оказалось семье Людовизи Бонкомпаньи, чья коллекция считалась утерянной.
У Мартинетти были наследники, они вели долгие судебные распри за неожиданную находку. На суд являлись четыре стороны, претендовавшие на чудесную находку:
- наследники Мартинетти
- владелец экспроприированного здания
- рабочие, обнаружившие ценности
- муниципальные власти города
В 1941 году победили последние.
В 1997 году помещения бывшей электростанции им. Джованни Монтемартини также стали филиалом Капитолийских музеев. Современные залы этого филиала содержат примерно 400 древнеримских статуй и прочих археологических находок, на сегодняшний день это одна из самых ценных коллекций в мире.
Дворцы Musei Capitolini
Капитолийские музеи располагаются на Капитолийском холме. Коллекции размещаются в трех зданиях, окружающих Пьяцца дель Кампидольо. Между дворцами есть подземный переход, находящийся под площадью:
- Сенаторский дворец (Palazzo Senatorio), построенный в XII веке, а позже измененный по проекту Микеланджело
- Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), появившийся на холме в XVI веке
- Новый Дворец (Palazzo Nuovo), возведенный в XVII веке, практически брат-близнец Дворца Консерваторов
В шестнадцатом веке Микеланджело разработал проект, который сумели воплотить полностью лишь в двадцатом веке. Комплекс сооружений, общий вид и дворцовая площадь были задуманы Микеланджело в том масштабе, сохранить который получилось лишь по приказу Муссолини в 1940 году.
Капитолийские музеи включают также здание Palazzo Caffarelli-Clementino. Оно соседствует с Палаццо деи Консерватори со стороны его двора:
- Возведение этого дворца начал Асканио Каффарелли в 1538 г.
- Закончено оно было лишь спустя 150 лет.
- С начала XIX века и до самого конца Первой мировой войны здесь размещалось Посольство Пруссии.
- В 1918 г зданием дворца завладел муниципалитете и частично реконструировал его. Верхние этажи были убраны, а будущий музей украсила просторная терраса.
- Первый этаж также претерпел изменение из-за проведения раскопок Храма Юпитера Капитолийского, ставшего позже частью музея.
- Новое помещение Капитолийских музеев получило название Museo Mussolini, сейчас – Museo Nuovo.
Важная информация
Билеты в Капитолийские музеи
Невозможно приехать в Рим и не увидеть коллекцию мирового уровня, хранящуюся в капитолийских музеях. Пожалуй, в мире редко можно встретить музеи, собирающие шедевры с пятнадцатого века. Этот музей не входит в число открытых для бесплатного посещения в первое воскресенье месяца туристам. Он состоит в системе муниципальных музеев Рима, бесплатный вход в которые предусмотрен только для жителей столицы. И только при предъявлении документа, подтверждающего место проживания.
Билет в музей обойдется вам в 12 евро, это стандартный вариант. Однако будьте готовы к увеличению стоимости. В музее проводятся регулярно экспозиции, предполагающие дополнительную плату за вход. Если вы купите билет онлайн, то сэкономите драгоценное время. На входном контроле достаточно предъявить распечатку билета.
НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация здесь.
Билеты в Капитолийские музеи онлайн
Купить дисконтную карту Rome Pass для бесплатного входа в Капитолийские Музеи (и ряд других музеев) без очереди можно ЗДЕСЬ.
Musei Capitolini предоставляли дополненный в рамках художественных экспозиций «Рим королей» и «Папский Совет в современную эпоху – история, искусство, религия». Проводились с 27 июля 2018 по 27 января 2019 года.
Информация для туристов
Адрес:
Piazza del Campidoglio,1
Посмотреть лучшие отели поблизости можно по ссылке на Booking.com.
Режим работы:
Каждый день с 09:30 до 19:30, 24 и 31 декабря — с 09:30 до 14:00
Выходной: 25 декабря, 1 января, 1 мая
Стоимость билета:
Цена начинается с 32 евро (в зависимости от проводимых временных выставок)
Местоположение Musei Capitolini на карте
Piazza del Campidoglio, 1, 00186 Roma RM, Италия
Собираетесь в Рим? Не забывайте заранее покупать билеты на посещение местных достопримечательностей, чтобы избежать очередей на входе. Сделать это можно онлайн по ссылке на официальной платформе билетов.
В Капитолийских музеях, действительно, впечатляющая коллекция. Мы брали специальную экскурсию на Трипстере — гид очень интересно рассказывал, было нескучно даже тем, кто не особенно интересуется таким видом искусства.
Была несколько лет назад в Риме. Мне очень понравился музей. Столько красивых скульптур не видела ни в одном еще музее. Скоро опять полетим в Италию на отдых, хотелось бы еще посмотреть подобные места. Что бы нового посоветовали?
Здравствуйте, Катя. А Вы уже успели в прошлый раз побывать в галерее Боргезе? А в Дорио Памфили? Если нет, обязательно загляните — уверена, там вам будет чему удивиться.
Люблю бывать в Риме из-за его прекрасной архитектуры. В Древнем Риме умели создавать шедевры. Это уж точно. И Капитолийские музеи — подтверждают это.
я просто в восхищении от Сенаторского дворца. Выглядит просто восхитительно. Насколько точно был продуман интерьер. А архитектура — вообще вне конкуренции.