Палаццо Барберини – изысканный дворец, украшающий собой улицу Четырех фонтанов на востоке Рима. Исходную версию проекта предложил не кто иной, как Карло Мадернa. Он прославился работой с культовыми сооружениями. Ему, кстати, выпала честь завершать возведение собора Святого Петра. Мастер сделал все для того, чтобы не уронить планку качества, заданную Микеланджело и Браманте.
Будущий дворец был выкуплен понтификом Урбаном XVIII у семьи Сфорца. После этого кардинал обратился за помощью к архитектору. Требовалось обустроить жилище под свои потребности, выделив часть для размещения представительства тосканских семей в Риме. Со временем Palazzo Barberini удалось добиться статуса одной из составляющих культурного наследия столицы Италии.
Ныне достопримечательность известна как Национальная галерея старинного искусства.
Взявшись за работу, Карло Мадернa сходу предложил проект расширения виллы, позволявший зданию стать дворцом, в котором не стыдно было бы жить самым знатным семействам Рима. Но к созданию облика дворца Барберини причастны и другие таланты. Вся история Национальной галереи старинного искусства полна любопытных нюансов. Подробности – далее.
НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация здесь.
Что привнесли Бернини и Борромини
Карло Мадернa не смог дожить до окончания работ над дворцом Рима, который был куплен понтификом. Ведь смерть настигла архитектора в 1629 году. Чести продолжить возведение удостоились Лоренцо Бернини и внук Карло – Франческо Борромини, талантливый скульптор Рима.
Искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению, насколько сильно облик палаццо Барберини отличается от того, что придумал Мадернa. И ныне специалисты спорят о том, помогали ли мастера друг другу или вставляли палки в колеса.
Нескольких секунд осмотра Palazzo Barberini хватает для того, чтобы обратить внимание на противоречивость отдельных элементов дворца. Принято считать, что Лоренцо настоял на появлении:
- просторной лоджии над главным входом
- крупного зала
- впечатляющей лестницы в левом крыле дворца
На контрасте выступает спиральная лестница дворца, оформленная в элегантном стиле, которая обустроена в правом крыле. Именно эта часть Palazzo Barberini позже использовалась как место размещения книг кардинала.
Стенные росписи в Палаццо Барберини
Для того чтобы свод большого зала дворца получился по-настоящему красивым, понтифик обратился за помощью к видному живописцу и архитектору Рима, известному под именем Пьетро да Кортона. Мастер в течение семи лет трудился в Palazzo Barberini над фреской «Торжество божественного провидения», рассказав грандиозный сюжет при использовании магии искусства. Сложности работам добавили габариты помещения дворца.
Культовый статус фрески объясняется тем, что Пьетро сумел по-своему взглянуть на ряд персонажей, фигурирующих в мифах и легендах, но сделал это весьма аккуратно, не нарушив общепринятые каноны.
В центр главной композиции Palazzo Barberini он поместил Провидение, на котором можно заметить мантию из золота.
Художественными приемами подчеркивается божественное естество. Рядом располагаются:
- Красота
- Милосердие
- Справедливость
- Правосудие
- Рассудительность
Чуть ниже Пьетро поместил бога Хроноса, олицетворяющего время:
- С правой стороны от него – Клото, Атропо и Лачеси. В мифологии Древнего Рима им отведена роль Судеб, которые держат в руках нить человеческой жизни.
- С левой стороны от Провидения обращает на себя внимание образ Бессмертия.
Пьетро да Кортона не забыл изобразить герб понтифика, выкупившего дворец, олицетворяя тем самым его могущество.
Мастер понимал, что в одиночку не справится с украшением огромного количества помещений дворца. Поэтому заручился поддержкой своего ученика Джованни Франческо Романелли и привлек к работе художника из Рима Андреа Сакки. Последний причастен к фрескам, которые можно наблюдать в Palazzo Barberini даже сегодня.
Территория у дворца Палаццо Барберини
Карло Мадернa с большим энтузиазмом работал над садом с тыльной стороны дворца Барберини, поражавшим воображение богатством цветов и оригинальными изгородями. Эта часть проекта Рима для понтифика была достаточно габаритной.
Ее хватало для размещения:
- Манежного двора
- конюшен
- театра
Дворец впечатлял как внутренним убранством, так и тем, насколько красочно все было обставлено вокруг Palazzo Barberini в Риме.
Изобилие красок осталось бы неосуществимой мечтой без помощи специалистов. Для преображения территории близ дворца пригласили Кассиано даль Поццо, посвятившего много лет изучению особенностей флоры и фауны.
Под его руководством в восточной части Рима, у Palazzo Barberini, выращивали различные виды растений и следили за состоянием животных. Стабильное положение вещей сохранялось до последней трети XIX столетия. Тогда процесс включения Рима в территорию королевства стал неизбежным.
Со временем было принято решение о продаже участков сада у дворца под строительство общественно важных зданий. В 30-х годах Муссолини передал графу Асканио Саворньян ди Брацца значительный по размерам участок. Из-за вышеприведенных причин сад у дворца Барберини на сегодняшний день выглядит скромненько.
Дворец Рима на улице Четырех фонтанов в каком-то смысле можно назвать уникальным проектом, ведь в его истории не найти упоминаний кардинальных переделок и отказа от вида, в котором Palazzo Barberini предстал в 1633 году.
Из дополнительных элементов стоит отметить лишь фонтан у центрального входа во дворец и ограду из металла, придуманную Франческо Аззурри.
Непосредственно улица Четырех фонтанов в Риме впечатляет парадными воротами и оградой. Больше всего внимания приковывают статуи атлантов, за которые нужно поблагодарить Шипионе Тадолини.
Путь от дворца понтифика до Национальной галереи старинного искусства
После того как Рим был присоединен к королевству, на территории Вечного города начались весьма ощутимые преобразования, затронувшие все сферы жизни. Потомки, которым дворец достался в качестве наследства, оказались впутаны в разного рода спекуляции с недвижимостью, связанные с дефицитом финансов, необходимых для оплаты содержания Palazzo Barberini.
Выходом из ситуации стало разделение видного объекта Рима по частям и дальнейшая его продажа. Библиотеку дворца, включавшую в себя несколько десятков тысяч трудов исследователей из Рима и не только, отдали в собственность Ватикану, как и отдельные элементы интерьера за авторством Лоренцо Бернини.
В новом веке трудности с деньгами у представителей рода не закончились. 30-е годы ознаменовались сдачей в аренду площади правого крыла дворца Министерству вооруженных сил. В 1949-м дворца Барберини стал собственностью государства. Власти намеревались открыть в здании Национальную галерею старинного искусства. Ныне у гостей Рима есть возможность оценить устройство величественного дворца и ознакомиться с коллекцией одной из самых юных итальянских галерей.
Любопытные факты о палаццо Барберини
- Основание Национальной галереи старинного искусства датировано 1893 годом. Тогда князь Корсини передал Риму внушительное собрание полотен. Медленно, но верно число картин росло. Это вынудило Министерство культурного наследия искать для шедевров новые места размещения в Риме. На данный момент Национальная галерея старинного искусства располагается в Palazzo Barberini и палаццо Корсини.
- После покупки дворца в планах было заполнение всех его залов шедеврами изобразительного искусства. Но на практике возникли трудности, связанные с офицерским клубом Рима. Тот, согласно договору, должен был занимать площадь дворца вплоть до 1953 года. Решение о продлении соглашения не последовало, однако министерство не спешило покидать палаццо Барберини.
- В 70-х годах между двумя государственными ведомствами Рима разгорелся скандал. Его удалось погасить только в конце 90-х путем подписания меморандума, обязавшего стороны покинуть дворец в связи с подготовкой к реставрации дворца Барберини.
- Стоит отметить, что в 1984-м собрание полотен в основной массе вывезли за пределы объекта. Оставшиеся картины аккуратно разместили в левом крыле дворца.
- В 2011 году успешно завершилась реставрация дворца. По ее результатам у посетителей появился шанс оценить еще один этаж.
- В ноябре 2014 года во дворце стали общедоступными комнаты Корнелии Констанции Барберини. Именно в этой части здания жили представители знатного рода Рима в середине XX века. При осмотре интерьера помещений можно понять, какие решения предпочитали почтенные люди прошлого. К сожалению, осмотреть залы Корнелии в Национальной галерее старинного искусства разрешается лишь в 1-ю субботу месяца. Желающие заранее должны записаться на экскурсию.
Что нужно знать туристам перед посещением Национальной галереи старинного искусства
Сейчас дворец является одним из самых важных зданий Рима для ценителей искусства. Помимо облика, вобравшего в себя характерные черты маньеризма, он интересен тысячами произведений от мастеров, которые золотыми буквами вписали свое имя в историю Рима и Италии в целом.
Где находится
Via delle Quattro Fontane, 13.
Посмотреть лучшие отели поблизости можно по ссылке на Booking.com.
Когда можно осмотреть Palazzo Barberini
В любой день недели, за исключением понедельника и крупнейших государственных праздников. Часы работы: 08:30-19:00.
Сколько стоит билет в Национальную галерею старинного искусства
Стандартная вариация – 12 евро, льготная – 6.
Покупайте билеты в достопримечательности Рима онлайн. Сделать это можно на официальном сайте по ссылке.
Заметка для гостей Рима
При покупке билета в Национальную галерею старинного искусства можно увидеть не только дворец Барберини, но и дворец Корсини.
Палаццо Барберини на карте Рима
Via delle Quattro Fontane 13, Roma, Lazio, Italia
Меня он впечатлил практически с самого входа))) Очень красивые ворота. А внутри — была впечатлена еще больше. Столько прекрасных экспонатов собрано в одном месте. Я была настолько восхищена, пожалуй, только в Эрмитаже и музеях Ватикана.
Я большой ценитель фресок. Каждый раз, когда вижу роспись стен, сразу делаю фото для своей небольшой коллекции. Интересно, где еще в Риме, кроме этой галереи и Сикстинской капеллы можно встретить фрески?
В этом дворце очень много всего прекрасного, но настенные росписи меня удивили, наверное, больше всего. Это выглядит великолепно! Как красиво расписано, тончайшие детали сделаны на высшем уровне.
Спасибо большое. Все очень интересно написано. Но мне не хватило фотографий того, как все внутри обустроено, хотелось бы больше)
Всегда была уверена, что палаццо — это дело рук одного автора. Сегодня вы меня прям удивили, что в свое время к росписи привлекался Андреа Сакки и не обошлось без помощи Джованни Франческо Романелли. Век живы, век учись))
Мне очень нравится смотреть новые скульптуры. Потому и друг предложил зайти в этот дворец, когда прилетала к нему в гости. Я в полном восторге! Раньше была только в Капитолийском музее в Риме и в галерее Боргезе. Но здесь не менее крутые работы. Обязательно советую посмотреть.
я большая поклонница творчества великого Караваджо!!! и когда искала перед поездкой в Рим информацию о том, где можно посмотерть его работы, попала на ваш сайт со статьей о Караваджо. а теперь узнав столько всего об этой достопримечательности, уже не могу дождаться 15 числа, когда наконец-то полечу в Рим.