Мавзолей Адриана, который также известен как замок Святого Ангела в Риме, почти две тысячи лет украшает своим статным обликом один из берегов Тибра. За столетия он повидал множество событий – от расцвета Древнего Рима и его падения до средневековых интриг и текущего положения вещей.
Замок Святого Ангела в разные времена был:
- усыпальницей для императоров Рима
- крепостью понтификов
- форпостом обороны
- тюрьмой, где людей пытали до изнеможения
Замок тесно связан с многовековым прошлым столицы Италии.
Мавзолей императоров Рима
Адриан в 135 году приказал начать возведение замка на правом берегу Тибра, который должен был стать мавзолеем для него и других членов императорской семьи. Тогда жители Рима придерживались запрета на погребение тел в пределах города – для этого предназначались земли за рекой. Однако место расположения Мавзолея Адриана выбрано отнюдь не случайно, так как, согласно легенде, здесь находилось захоронение апостола Петра.
Историки полагают, что основой для проекта грандиозного замка Рима стал мавзолей Октавиана Августа.
Новое здание имело основание квадратной формы с длиной стороны 84 м. На нем находился цилиндр высотой примерно 20 м при диаметре 64 м. Чуть выше на Мавзолее Адриана был насыпной холм, украшенный скульптурной группой. При жизни Адриан не застал замок в окончательном виде – итог работам в Риме подвел Антонин Пий в 139 году.
Усыпальница императора имела поистине грандиозные размеры, а ее украшения впечатлили современников:
- Для отделки основания Мавзолея Адриана использовался светлый мрамор.
- По углам были установлены бронзовые статуи – лошади с наездниками.
- Сад вечнозеленых растений дополнял облик насыпного кургана.
Покупайте заранее билет на посещение замка. Сделать это можно на официальной платформе по ссылке.
Мост святого Ангела
При жизни Адриана в Риме появился мост Элио, объединивший берега Тибра. Император задумал его в качестве врат для входа в замок-усыпальницу. Ныне он известен на весь мир как мост Святого Ангела, украшенный скульптурами бесплотных существ, которые несут орудия Страстей Христовых. Изваяния у Мавзолея Адриана придуманы Джованни Лоренцо Бернини, а реализацией занимались его ученики.
Поначалу замок выполнял лишь одну, уготованную ему в соответствии с исходной задумкой, функцию. В его пределах хранились урны с прахом императоров Рима и близких к ним персон:
- жены Адриана и его приемного сына
- Антонина Пия и Фаустины Маджоре
- Марка Аврелия Комодо
- Септимия Севера, Юлии Домны, а также их сыновей – Гета и Каракаллы
Мавзолей Адриана — крепость для защиты Рима
Замок Святого Ангела перестал быть исключительно замком для хранения умерших императорских особ в самом начале V века, когда Флавий Онорио объявил о его объединении со стеной, возведенной в 271 году. С того момента мавзолей получил статус фортификационного сооружения, которое помогало защищать Рим от набегов с северной стороны.
Замок зарекомендовал себя как важный стратегический пункт во время двухлетней осады города королем вестготов Аларихом I. Во многом благодаря укреплению на Мавзолее Адриана римляне долгое время справлялись с атаками.
Не лучшим образом на состоянии замка отразилось нападение варваров в 455 году под руководством Гейзериха. Именно он управлял аланами и вандалами, разграбившими Рим. Жители Вечного города находились в отчаянии и бросали на головы врагов статуи, камни и даже урны с прахом.
Одна из статуй, украшавших замок Святого Ангела, («Фавн Барберини») была обнаружена в XVII веке. В настоящий момент она находится в Германии.
В конце X столетия управление Римом было доверено патрицианскому роду Кресцентии. Таким образом жители Вечного города сумели завершить период порнократии. Одним из итогов деятельности семейства стало переименование замка в Castrum Crescentii. Название не менялось даже когда главенствующих позиций в Риме удостоились Перлеони и Орсини.
Почти 4 столетия конструкции Мавзолея Адриана совершенствовались с целью увеличения оборонительной мощи замка. Самая масштабная из проводимых в те времена работ состоялась в 1395 году.
Понтифик Бонифаций IX привлек Никколо Ламберти, повелев тому заняться восстановлением разрушенных элементов Мавзолея Адриана после борьбы Рима с французским гарнизоном. Согласно новому проекту, должен был остаться единственный вход через подъемный мост, а верхнюю часть замка требовалось украсить часовней.
Крепость как резиденция Папы
Николай V стал первым папой римским, решившимся сделать замок Святого Ангела собственной резиденцией. Под его руководством здание обрело еще 3 наружные башни. Посыл укрепления оборонительных систем замка поддержал Александр VI Борджиа.
Приглашенный понтификом архитектор дополнил башни бастионами 5-угольной формы, способствовал углублению рва и его заполнению водой. Папа приказал построить у входа в замок еще одну башню круглой формы. Без этих изменений Климент VII вряд ли бы пережил осаду Рима, начавшуюся в мае 1527 года. Событие навсегда подорвало политический престиж Ватикана.
Последние работы над архитектурой замка с целью повышения его надежности состоялись под руководством Павла IV. Он привлек военного инженера Франческо Лапарелли с целью строительства пятиугольного бастиона внушительных размеров.
Со временем замок Святого Ангела перестал иметь столь серьезное значение для обороны Рима.
При Урбане VIII немалая часть укреплений оказалась разрушена. Замок в боях подтвердил свое звание одного из самых сложных для штурма строений Рима, поэтому главы католичества решили, что Мавзолей Адриана является отличным местом для резиденции.
Замок как место постоянного пребывания понтификов
Первопроходцем в этом вопросе стал Николай V, оформивший жилые апартаменты как собственность. Он предпочел Латеранскому дворцу более безопасный и надежный замок Святого Ангела, который успешно справился с размещением представительства Святой церкви. Понтифик не терял времени даром. В 1451 году он приступил к сбору произведений и документов, рассказывающих об управлении Престолом. Помощь ему оказывали многие гуманисты Рима. Так в замке зародилась библиотека Ватикана.
Папа Александр VI Борджиа заказал строительство апартаментов на территории Мавзолея Адриана.
Труд Бернардино ди Бетто превратил здание из строгой оборонительной крепости Рима в более приятный глазу дворец, украшенный фонтанами и садами. Здесь устраивались приемы иностранных послов, регулярно организовывали банкеты. Замок никогда не видел таких пышных торжеств, как во времена Александра. Увы, понтифик Урбан VIII уничтожил большую часть наследства в XVII столетии.
До наших дней в Мавзолее Адриана сохранись комнаты, в которых Климент VII спасался от захватчиков в 1527 году. Следует помнить, что разграбление Рима – одна из самых неприятных страниц в истории католичества.
Покупайте заранее билет на посещение замка. Сделать это можно на официальной платформе по ссылке.
В отличном состоянии и папские апартаменты, созданные в эпоху Возрождения. Статус аристократической резиденции прочно закрепился за замком благодаря художникам из Флоренции, добавившим интерьеру ярких красок.
Музей в Мавзолее Адриана
Использование замка в военных целях серьезно ударило по его физическому состоянию. Это также не лучшим образом отразилось на инфраструктуре. Столь важное для Рима здание не могло закончить свою историю бесславным разрушением, что прекрасно понимал полковник Луиджи де ла Пенне. Он собрал бригаду специалистов в области инженерии и активно способствовал разработке проекта восстановления замка. Итоговая цель – открыть военно-исторический музей.
Реконструкция, старт которой был дан в 1901-м, успешно завершилась спустя 5 лет. Уже в 1906 году король Виктор Эммануил III с нескрываемой радостью сообщил о появлении нового музея Рима. Основа экспозиции, занявшей несколько залов замка:
- керамика
- фото
- монеты и прочие предметы
НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация здесь.
Коллекция увеличилась к 1911 году. Он весьма важен для истории страны. 50 лет с момента объединения земель и Всемирная выставка в Риме широко обсуждались народом. От Министерства образования и культуры Мавзолей Адриана получил в свое распоряжение скульптуры Древнего Рима из Национального музея. Летом 1912 года министерство стало основным владельцем замка, а у оборонного ведомства осталась лишь малая часть.
Пополнение коллекций
4 года спустя Марио Менотти передал Мавзолею Адриана коллекцию мебели и картин. От Контини Бонакосси также пришла помощь в виде предметов для обустройства папских залов.
В мае 1925 года король Италии подписал указ, согласно которому замок официально закрепил за собой статус Национального музея Рима. Должность директора доверили Мариано Боргатти, участвовавшему в пятилетней реконструкции. В настоящий момент замок Святого Ангела является одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима. Режим работы: ежедневно с 9 утра до 19:30.
Посмотреть лучшие отели поблизости можно по ссылке на Booking.com.
Мавзолей Адриана на карте Рима
Roma, Lazio, Italia
Да уж, не знала, что это не просто Замок святого Ангела, а еще и мавзолей. Я думала, что это было изначально чем-то вроде дворца, где жила семья какой-то знаменитой дворянской семьи или королевской знати. А оказывается, не так уж и радужна была у него история.
Да, замки чаще всего имеют не самую радужную историю. Они созданы изначально как оборонительное здание. Многие часто путают замки с дворцами, которые как раз и являются местом «для принцесс и балов».
Ооо, у меня есть фоточки на фоне этого дворца. Правда, внутрь мы так и не попали, так как были ограничены во времени, гид торопил нас, но рядом сфотографировались. Очень красивый замок снаружи!
Очень красивый замок! Хотелось бы когда-нибудь увидеть его вживую и даже попасть внутрь, чтобы побродить по его подземелью. Говорят, там очень страшно.