Базилики Рима просто невозможно рассматривать, исключив из их списка Базилику Сан Джованни ин Латерано, или, как еще она называется, Собор св. Иоанна Крестителя. Эта базилика расположена на Латеранском холме. Она является одной из самых значимых церквей в Риме и одним из наиболее почитаемых соборов среди католиков.
У этой базилики Рима есть свой, особый статус, ведь ее называют «архибазилика». Это определяет ее превосходство над другими католическими церквями, в целом существующими в мире. Так, ее значимость позволяет поставить ее в один ряд с такими соборами, как:
- Собор св. Петра
- Собор Марии матери Иисуса
- Собор апостола Павла
Учитывая такую особенность, базилики Рима требуют отдельного рассмотрения столь значимого места.
Хотели бы записаться на одну из экскурсий, включающую посещение этой базилики? Переходите по ссылке, чтобы забронировать место заранее.
История базилики Сан Джованни ин Латерано в Риме
Впервые упоминания об этой постройке Рима датированы периодом дохристианской эпохи. Еще в I в. до н.э. эта базилика принадлежала семейству Латеранов. Через несколько веков здание использовалось уже в качестве конного корпуса в подчинении императора, на что указывают результаты проводимых здесь археологических изысканий. Еще спустя некоторое время Константин Великий преподнес его в качестве дара римскому епископу.
В Латеранском дворце римские папы проживали в течение тысячи лет. В храме за это время Католическая церковь провела пять вселенских соборов, что в итоге серьезным образом повлияло на будущее самой религии. Судьбы православного западного обряда решались именно в этом месте.
За столь долгий срок базилика не раз подвергалась разрушениям и последующему восстановлению. Авиньонское пленение пап в ее истории отмечена двумя пожарами, после которых она приходила в упадок. По возвращению в Рим папы перебрались в Ватикан, обветшалость Лютеранского дворца обусловила последующий его снос. Было принято решение уничтожить и базилику, что было определено соответствующим указом папы Сикста V. Его целью было последующее возведение на ее месте храма более масштабного и роскошного.
В соборе имеется пять дверей, крайняя справа является особой. Она называется «юбилейной», что соответствует предназначению, ведь открывают ее в Риме лишь в так называемый Юбилейный год. Последний такой год открытия — 2015.
Многие святые и епископы были крещены в стенах этой базилики Рима. Сооружение часовни было произведено лишь в X в. Только лишь через сотню лет возникла идея восстановить храм, а в XVI в. купол крестильни сделали восьмигранным. Именно в таком варианте преобразования базилику могут наблюдать сегодня туристы.
Храм претерпел множество разрушений в течение всей истории Рима, чему сопутствовали и последующие реставрации. Внимательные посетители могут увидеть, что здесь сочетается одновременно несколько стилей, а это классицизм, барокко и стиль традиционный.
Усилия итальянского архитектора Доменико Фонтана не прошли даром, и именно благодаря его работе впервые на фасаде здания появились апостолы. Современный свой облик базилика обрела уже в следующем, XVII в. Здесь уже свою руку приложил Алессандро Галилеи. Стараниями архитектора в храме были возведены колонны в традиционном романском стиле. Немало реконструкций проведено было в период следующих двух столетий, все изменения были направлены на сохранность элементов собора и на его эстетическое усовершенствование.
Интерьер базилики: особенности
Особенности оформления этой базилики Рима и роскошь, заметная во внутреннем ее убранстве — все это оставляет неизгладимое впечатление у пребывающих сюда посетителей:
- В храме можно заметить созданные во времена правления Константина древние мозаики. Особо поражает лик Иисуса, выполненный в византийском стиле, здесь он величественно возвышается над мучениками.
- Под апсидой находится кафедра. Уникальное оформление позволяет экспертам определить изысканную манеру известных архитекторов, отметившихся здесь своим трудом.
- Местом с самыми настоящими реликвиями является центральный алтарь, ведь здесь находятся головы апостолов Петра и Павла.
- По-своему удивительную и неповторимую атмосферу создают мозаичные полы в роскошном оформлении храма, для которых был использован изысканный мрамор. Видавшие виды путешественники не могут скрыть своего восторга, оказавшись в подобной обстановке.
- Потолок нефа — не менее заметная особенность базилики. Для его декора использовались кессонные орнаменты, принадлежат они руке творения другого архитектора — Франческо Борромини. Это один из наиболее ярких представителей ранней эпохи стиля барокко.
- В этой же базилике можно найти часть фрески с изображением на ней папы Бонифация III.
Также внутри нее возведено одновременно несколько часовен:
- Так, капелла св. Марии Успенской открывает к просмотру всем желающим гробницу Аквавивы, известного в свое время кардинала. Даже беглое рассмотрение позволяет заметить, какие были приложены усилия для качественной и роскошной реставрации.
- При посещении капеллы Массимо можно увидеть знаменитую картину с распятием Христа. Туристы особо почитают это место, потому его можно назвать одним из наиболее популярных в базилике. Несмотря на ход времени, «Распятие Христа» все также излучает непередаваемую гамму эмоций.
- Другая капелла, Иоанна Богослова — это возможность увидеть древнюю фреску с изображением его самого.
Эта базилика стала местом переплетения различных вех древней истории. Проходя под сводами ее куполов, можно только представить, сколько событий пережил Древний Рим в плане масштабности культурных и исторических событий.
Музей при соборе Сан Джованни ин Латерано
Неподалеку от базилики находится музей, вобравший в себя немало реликвий. Немало здесь религий и священных. Удивительным является то, какому временному промежутку соответствуют экспонаты, ведь речь идет о произведениях XI-XIX века. В числе основных можно обозначить следующие:
- крест, датированный XIII веком
- плащ св. Иоанна Богослова в ларце
- останки мучеников
- гобелены
- выполненные на основе чаши и кубки
Особая роль отводится папе Иоанну Павлу II в судьбе музея. Его усилия были ориентированы на восстановление исторической значимости этой базилики Рима.
Они оправдали себя, ведь и по сей день она является одним из мест, пользующихся наибольшей посещаемостью в Риме. Несмотря на то, что в этом городе имеется масса всевозможных достопримечательностей, базилики Рима не утрачивают своей особой популярности.
Неспроста мы акцентируем внимание на значимости базилики Сан Джованни ин Латерано, ведь не случайно появилась надпись на ее входе, гласящая, что это — «мать церквей в Риме». Ежегодно католики из разных точек мира стремятся посетить стены именно этой базилики Рима, отмечая, тем самым, ее освящение.
Вечный покой здесь обрело шестеро пап. Эта особенность наделяет место особой духовностью. Чтобы прочувствовать эту атмосферу, следует обязательно посетить его, пребывая в Риме. Лучше, если время посещения придется на промежуток с 10 до 17 часов — именно тогда открыт и музей, и залы базилики.
Совсем не зря Рим признан одним из самых красивых в мире городов. Базилика Сан Джованни, будучи своеобразной жемчужиной в нем, является очередным тому подтверждением.
Посмотреть лучшие отели поблизости можно по ссылке на Booking.com.
Базилика Сан Джованни в Риме: местоположение
Piazza di S. Giovanni in Laterano, 4, 00184 Roma RM, Италия
Забронировать экскурсии по храмам Рима можно по ссылке на официальной платформе билетов.
Очень интересная история у Латеранского дворца. Я видела его вблизи — фотографии не могут передать, насколько он красив — причем, как снаружи, так и внутри. Очень понравилась такая архитектура. Советую посмотреть вживую.
Я мечтаю попасть в Рим, чтобы пройтись по всех его храмах. Думаю, Сан Джованни ин Латерано будет одним из первых в моем списке.
Не могу поверить, что храм со столь долголетней историей сохранился в таком прекрасном виде. Очень хочу побывать в этой базилике.
Я люблю римские соборы. От них веет каким-то духом античности и в то же время ты понимаешь, что в этом храме прямо сейчас, в современном мире проводятся богослужения. Вдохновляет!
Римская архитектура — это нечто!!! Каждое здание — особенное, интерьер, экстерьер — не повторяется. Обожаю бывать там.