Работы Рафаэля, как, собственно, и он сам ― это настоящее достояние эпохи Возрождения. Рафаэль Санти был талантливейшим архитектором и художником, потому не удивительно, что его работы остались как величайшие произведения искусства. Большая их часть сегодня заключена в стенах различных галерей мира. Рим исключением в этом также не стал. Более того, один из наиболее важных периодов в творчестве Рафаэля непосредственно связан именно с Вечным городом. Ведь именно в Риме мастер смог раскрыться не только в качестве художника, но также и в качестве архитектора — гениальные творения Рафаэля являются тому подтверждением.
Рафаэль Санти и его станцы
Фрески, служащие в качестве украшения папских апартаментов в Апостольском Дворце вот уже свыше 500 лет, являются не только одной из самых знаменитых работ. Так, это еще и одна из самых первых его работ. Начал Рафаэль Санти работать над фресками в 1508 г. В качестве заказчика, как можно догадаться, выступил папа римский. На тот момент это был Юлий II, известный как Джулиано делла Ровере. Все четыре комнаты апартаментов имели собственное предназначение, и каждая из них была расписана в соответствии с этим.
НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация здесь.
- Одна из Станц Рафаэля содержит в себе цикл фресок, тематически соответствующих основным принципам построения общества. В частности это юриспруденция, искусство, философия и религия.
- В другом помещении можно увидеть росписи, повествующие о жизни Понтификов.
- Следующее, третье помещение, декорировано политическими событиями, значимыми во времена прошлых столетий.
- В качестве самой большой из Станц выступает Зал Константина. Для его росписи были использованы эскизы Рафаэля. Работа была выполнена уже его учениками после его смерти. Здесь уже сюжеты фресок заключают в себе особенности жизни первого императора в истории Рима, принявшего христианство — Константина Великого.
Если вам не хочется тратить время на ожидание в очереди, покупайте заранее билеты на посещение музеев Ватикана. Сделать это можно на официальном сайте по ссылке.
Лоджии работы Рафаэля
Равно как и Станцы, лоджии Рафаэля находятся в Апостольском дворце. Папа Юлий II заказал их проект у архитектора Браманте, после чего росписью занялся Рафаэль со своими учениками.
- Длина первой лоджии, в создании которой принимал непосредственное участие Рафаэль Санти — 65 метров. Это широкая галерея, увидеть которую можно, поднявшись на второй этаж. Работа над росписью этого помещения завершилась в течение года с момента ее начала (1518-1519 гг.).
- Тогда же проводилась и роспись второй лоджии, но уже на первом этаже. К сожалению, фрески, выполненные в этом помещении, сохранить не удалось.
- На третьем этаже находится лоджия «Лоджетта дель кардинал Бибьена». Это небольшое помещение расписывалось Джованни да Удине. Он был одним из самых знаменитых учеников великого мастера Рафаэля. Послужившие украшением сводов и стен лоджии фрески оказались довольно необычной работой, созданной в то время. Относится она к такому виду изобразительного искусства как гротеск.
Вилла Фарнезина
Вилла Фарнезина, о которой пойдет речь здесь, находится в районе Trastévere в Риме, на правом берегу реки Тибр. Заказчиком этой постройки был Агостино Киджи, банкир. Строительство было произведено в XVI в. Разработкой проекта строительства занимался художник и архитектор Бальдассарэ Петруцци. Росписью интерьеров, в свою очередь, занимались известнейшие мастера. Киджи умер в конце XVI в., после чего вилла была куплена кардиналом Алессандро Фарнезе.
В этой вилле находится одно из самых известных помещений. Все потому, что оно стало объектом работы Рафаэля. Это Лоджия Психеи, к декоративному оформлению которой, помимо самого Рафаэля, приложили свои усилия и его ученики. В цикле фресок прослеживается мифологическая тематика, основной же сюжет акцентируется на истории Амура и Психеи.
Но не только в Лоджии Психеи работал Рафаэль. Так, его роспись также присутствует в Зале Галатеи, который соединен с Лоджией. Работа в этом Зале была написана в 1512 г., это фреска под названием «Триумф Галатеи».
Капелла Киджи
На Piazza del Popolo находится базилика Santa Maria del Popolo. В ней, в свою очередь, располагается маленькая капелла. Она была заказана Агостино Киджи и спроектирована Рафаэлем. Часовня начала строиться в 1513 г., руководство над проектом взял на себя Лоренцо Лотти, один из самых знаменитых учеников мастера Рафаэля. Длилось строительство свыше сотни лет. К своему окончательному виду Капелла Киджи пришла в 1656 г., чему поспособствовал мастер Лоренцо Бернини.
В украшении купола часовни использована мозаика. Реализацией проекта Рафаэля в рисунках занимался Луиджи дэ Паче, что пришлось на период первых десятилетий XVI в.
«Пророк Исайя»
Очередная фреска работы Рафаэля находится в церкви Sant’Agostino. Она находится на площади с одноименным названием, которая, в свою очередь, расположена в районе Sant’Eustachio, неподалеку от Piazza Navona.
Работа Рафаэля над фреской «Пророк Исайя» длилась с 1511 по 1512 г.
Расположена она в центральном нефе церкви, в верхней части одной из его колонн.
«Сивиллы и ангелы»
Одна из самых известных работ мастера Рафаэля, фреска «Сивиллы и Ангелы», находится в церкви Santa Maria della Pace. Она служит украшением капеллы Фиджи.
Сивиллы, если останавливаться на особенностях античной культуры, выступали в ней в качестве прорицательниц. Они могли предсказывать будущее, но в основном своими предсказаниями пророчили беды и несчастья.
Что касается работы Рафаэля, то в ней Сивиллы получили совершенно иной образ, тот, в котором их прежде не изображали. Здесь, в работе Рафаэля, мы видим светлых, безмятежных и молодых пророчиц, их полное согласие с духовным окружающим их миром. Предсказательницы здесь выглядят естественно, а предсказания их более не напоминают проклятья.
Пинакотека Ватикана
Галерея Ватикана располагает значительным количеством работ великого мастера. Более того, один из ее залов полностью отведен под творения Рафаэля.
В частности здесь находятся следующие его работы:
- «Святой Павел»
- «Святой Петр»
- «Коронование Девы Марии»
- «Мадонна ди Фолиньо»
- «Мадонна с младенцем и святыми»
Здесь также находится цикл таких работ как:
- «Надежда»
- «Вера»
- «Милосердие»
Они являются составляющей алтарной композиции Pala Baglioni. Помимо этого, здесь находится и последняя работа великого мастера, это «Преображение». Ее мозаичную копию можно увидеть в соборе св. Петра. Некоторые из экспозиций выполнены по эскизам Рафаэля, реализованы они в виде гобеленов.
Работы Рафаэля в галерее Боргезе
Галерея Боргезе является одной из самых знаменитых в Риме. Ценители творчества Рафаэля могут найти и здесь популярные его работы:
- В частности здесь находится такая его работа как «Дама с единорогом», к ее написанию автор полотна пришел под впечатлением от известнейшей каждому работы «Мона Лиза» авторства да Винчи.
- Также здесь находится работа «Портрет незнакомца».
- Можно увидеть в галерее «Положение в гроб».
- Последняя работа выступает в качестве центровой части в алтарной композиции Pala Baglioni.
Если вам не хочется тратить время на ожидание в очереди, покупайте заранее билеты на вход. Сделать это можно на официальном сайте по ссылке.
Галерея Дория-Памфили
В данном случае речь идет об одной из крупнейших в Италии частных коллекций. В этой галерее, например, находится такая работа Рафаэля как «Портрет Андреа Наваджеро и Агостино Беаццано».
На этом полотне изображены два известных поэта-гуманиста периода эпохи Возрождения. Заказал это полотно кардинал Пьетро Бэмбо. На этой картине изображены его друзья, для которых и была работа заказана, то есть для Наваджеро и Беаццано. Как можно заметить, Рафаэль Санти великолепно, как и во всех своих работах, справился с задачей.
Национальная галерея античного искусства
Ознакомиться с экспозицией этой галереи можно в залах при Дворце Корсини, он расположен в Трастевере, а также в залах при Дворце Барберини, что на улице Четырех Фонтанов. Кстати, во Дворце Барберини находится одна из последних работ мастера, это «Фарнарина». Как предполагают некоторые из исследователей, полуобнаженная женщина, изображенная на этом полотне, являлась, вероятно, дамой сердца Рафаэля, одновременно будучи и натурщицей. На созданной в 1519 году работе изображена, по всей видимости, Маргерита Лутти.
Архитектура, которую ваял Рафаэль Санти
Великий мастер Рафаэль работал не только над полотнами, но и проявил себя в качестве талантливейшего архитектора. Некогда он принимал непосредственное участие в строительстве собора Святого Петра, являющемся главным собором Святого Престола. Также мастерство Рафаэля нашло отображение в таких объектах как Палаццо Альберини, вилла Мадама, и ряде других работ, к сожалению, не сохранившихся до сегодняшних дней.
Рафаэль, являясь гением собственного времени, внес огромнейший вклад в искусство периода эпохи Возрождения.
Работы Рафаэля оказались в числе лучших в нем, как и сам автор — ярчайший представитель этой эпохи. В дальнейшем работы мастера вдохновляли последователей, как, собственно, и вдохновляют наших с вами современников по сей день.
Можно тысячу раз прочитать о том, как он велик и как прекрасны его и не понять этого. Но стоит всего один раз посмотреть вблизи его даже несколько творений и только после этого приходит осознание. Он по-настоящему великий мастер. Как один человек мог подарить миру столько прекрасных вещей???? Не укладывается в голове.
Я, вообще не любительница искусства, особенно современного. Но когда смотришь работы Рафаэля, Микеланджело и других достойных авторов, задаешься вопросом: как можно считать искусством то, что создают сейчас? Не бросайтесь тапками, но как кубизм или абстракционизм может считаться искусством? Вот где искусство — когда просто сморишь и наслаждаешься, а не пытаешься угадать,чего там себе имел ввиду его автор.
Ну я не соглашусь с Вами) Да, действительно, многие современные работы мастеров или перформансы сложно понять, но ведь красота в глазах смотрящего)) Кому-то по душе именно «понятное» искусство, кто-то хочет видеть в абстракции что-то свое, находит глубокий смысл.
Я видела его работы, действительно, вживую это выглядит еще более потрясающе, чем на картинках. Была и в музеях Ватикана, и в галерее Боргезе. А вот о вилле Фарнезина впервые слышу. Надо бы посмотреть)