Наверное, история и культура Древнего Рима не знала ничего грандиознее, чем Колизей (с латинского Colosseus — «огромный»; от итальянского — Colosseo), еще прославившийся под именем Амфитеатр Флавиев.
Возведенный во время грандиозной реконструкции Рима амфитеатр в течение четырех столетий был самым авторитетным местом для увеселения столичных жителей и империи.
Колоссальная арена, на которой захваченные в плен солдаты и рабы демонстрировали свою боевую отвагу, в дальнейшем стала визитной карточкой Рима.
Мечтаете попасть в римский амфитеатр? Чтобы избежать больших очередей на входе, покупаем билеты заранее онлайн здесь.
История
Любопытен тот факт, что замысел возвести настолько мощное сооружение появился у императора Веспасиана на фоне архитектурных роскошеств его предшественника. Нерон, которого свергли в 68 году нашей эры, оставил после себя неуместно шикарный Золотой дворец («Золотой дом» Нерона и ряд не менее дорогостоящих построек. Веспасиан и его соратники истратили несколько лет на то, чтоб привести имперские земли в порядок и восполнить казну, разоренную безрассудным Нероном.
Как строился Колизей
Кроме государственных дел, новый император не оставил без внимания потребности римлян в культурных увеселениях. Просторный сад, с прудом, находящийся в столице, Веспасиан наказал преобразовать в новый центр общественной жизни — амфитеатр. Началом строительства принято считать конец 71 — начало 72 года нашей эры.
Для того, чтобы избежать больших очередей на входе, покупаем билеты в Колизей заранее через Интернет здесь.
Этим целям безупречно соответствовала плоская территория меж 3-я холмами Рима:
- Кайлием
- Эсквилином
- Палатином
Настолько грандиозная стройка подразумевала огромные затраты: материальные и человеческие.
Не так давно закончившаяся война с иудеями наделила Веспасиана более 100 тысячами пленных рабов, а еще нужными средствами. Невольники трудились на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под Тиволи, а еще тяжко работали, поставляя материалы в столицу.
Амфитеатр Colosseo соорудили в восточной части Римского форума к 80 году нашей эры.
К моменту сооружения амфитеатра император Веспасиан скончался, отдав бразды правления своему сыну, Титу. Приемник и возвел Колизей в Риме, и отпраздновал окончание строительства пышной церемонией, освятил его родовым названием — Амфитеатр Флавиев.
Сооружение могло вмещать от 50 000 до 80 000 зрителей, располагая средним показателем — 65 000 посетителей.
В Колизее проходили:
- гладиаторские бои
- бои с участием диких зверей
- морские состязания
- казни
- воссоздание исторических сражений
- даже театрализованные спектакли по мотивам античных мифов
Сооружение вмещало от 50 000 до 80 000 зрителей, располагая средним показателем — 65 000 посетителей.
Ранние века
Амфитеатр быстро превратился в достопримечательность, потому Тит, его брат Домициан и очередные императоры Рима систематически были заняты совершенствованием постройки. В третьем столетии нашей эры амфитеатр сильно пострадал от пожара, потому Александр Север по факту восстанавливал сооружение.
В пятом столетии нашей эры великий Рим отступился от пантеона языческих богов, чтоб целиком обратиться к христианству. Сразу же император Гонорий Август ввел запрет на прохождение гладиаторских боев, как противоположных заповедям новой религии. Но амфитеатр оставил за собой статус увеселительного заведения, предложив зрителям травлю диких зверей. В пятом столетии Италия была захвачена вест-готами, что привело к методичному разрушению Колизея.
Средневековье
В конце шестого века внутри Колизея было сооружено небольшое святилище, арена начала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра оборудовали торговые лавки и мастерские.
Аристократическая семья Франджипани в 1200 получила постройку в свое полное владение и приступила к его фортификации.
В середине четырнадцатого столетия в Риме случилось мощное землетрясение, которое послужило причиной разрушения внешней южной стены Колизея. Начавшее обрушаться здание начали активно использовать для возведения средневековых храмов, замков, вилл, больниц и так далее. Особое усердие выказали средневековые зодчие, выдирая из каменой кладки бронзовые перегородки. Без дополнительной помощи, стены грандиозного Колизея начали рушиться намного быстрее.
Colosseo в новое время
С шестнадцатого века храм получил большую власть над Колизеем. Папа Сикст V планировал возвести на территории античного памятника завод по переработке шерсти. А в семнадцатом столетие в Колизее возникло новое увеселение — бои быков.
В середине восемнадцатого столетия папа Бенедикт XIV объявил этот амфитеатр священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней. В дальнейшем понтификат не раз пытался восстановить исторический памятник.
На протяжении девятнадцатого столетия производились масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и усилению поврежденного фасада. Постройки получили современный вид во время правления дуче Муссолини.
Колизей в наши дни
В настоящее время Colosseo преобразовался в одну из наиболее известных достопримечательностей Рима. Каждый день в древнеримском амфитеатре и его окрестностях бывают множество путешественников, а ежегодный поток гостей — несколько миллионов.
Рекомендуется насладиться всей живописностью Колизея, встретив зарю во время необычной персональной экскурсии – лучше влюбляться в Рим в хорошей компании.
Структура Колизея
- Экстерьер Колизея был перенят у театров, характерных для периода позднего Рима.
- В плане амфитеатр имеет эллипс, параметры которого: 189 метров на 156 метров, с площадью основания — 24 тысяч м2.
- Высота внешней стены в прежние времена была 48-50 метров, а периметр — 545 метра.
- Сама арена Колизея представлена овалом с шириной 55 метров и длиной 87 метров.
- От зрителей арену отгораживала стена в 5-ь метров высотой.
Внешний вид
На возведение внешней стены Колизея было потрачено примерно 100 000 м3 травертина. Положенные без цемента камни были соединены металлическими сваями общим весом — 300 т. Прошедшие века и мощное землетрясение отняли у Колизея прежний блеск.
От оригинальной постройки остался лишь северный сегмент. Все прочее разошлось на стройматериалы для средневековых горожан Рима. И лишь в девятнадцатом столетии власти столицы принялись за реставрацию памятника истории. Сохранившаяся часть Колизея — 3 яруса арок, поставленных друг на друга. Всю конструкцию завершает аттик, декорированный пилястрами коринфского ордера. В эпоху Древнего Рима любая арка второго и третьего яруса обрамляла статую, являвшегося одним из божественных покровителей латинян.
Внутренний вид Колизея
Перед архитекторами античности возникла нелегкая задача: устроить легкий доступ к внушительных габаритов трибунам Колизея. С данной целью было создано 80 входов в подземном этаже сооружения. 76 из них предназначались для обычных смертных — прочие 4 — для влиятельных особ. Основной северный выход Колизея был забронирован для императора и его свиты.
Четыре «элитных» входа были художественно оформлены из искусственного мрамора и выигрышно различались с обыкновенными порталами. Древние зрители приобретали билеты для визита в Колизей, на которых были выбиты номер ряда и места. Дойти до своего места зрители могли по вомиториям — проходам, находящимся под трибунами. Еще при помощи вомиториев проходила экстренная эвакуация посетителей из Колизея.
В соответствии с историческим записями четвертого столетия нашего века, Colosseo вмещал в себя до 87 000 посетителей.
Зрители размещались с учетом своего социального статуса:
- Отдельные ложи были предназначены для императора и дев-весталок, на севере и юге Колизея сообразно. Из данных лож раскрывался наилучший обзор арены.
- Немного выше находились ложи знати, в которых были устроены именные места.
- Еще выше располагались трибуны римских воителей.
- Очередной уровень предназначался для состоятельных римлян, после следовали места для простых людей.
- Отдельные места в Колизее были устроены для разных категорий граждан: мальчиков с учителями, солдат в увольнении, иноземных гостей, жрецов и прочее.
- Во времена Домициана на крыше Колизея была создана галерея, в которую пускали: рабов, женщин и наиболее бедных зрителей. Там предусматривались лишь стоячие места.
Арена
Базой арены Колизея был плотный деревянный помост 83 на 43 метра, сверху обильно присыпанный песком, что по латыни обозначалось «harena». Данный настил укрывал под собой глубокое подземелье, именовавшееся «hypogeum». Сегодня мало что сохранилось от оригинальной римской арены, но гипогеум возможно разглядеть в деталях.
Он представляет собой систему двух-уровневых тоннелей и клетей, находящихся под массивом арены Колизея. Как раз в данном месте держали гладиаторов и диких зверей, до того, как их пускали в бой. 80 вертикальных подъемников гарантировали доставку животных, включая и слонов на арену Колизея.
Настолько непростые механизмы предусматривали бесперебойный ремонт и обновление. Гипогеум был соединен цепью подземных тоннелей с разными точками Колизея и обладал ходами за его пределами. Воинов и животных привозили к месту представления из ближайших бараков и хлевов. Еще в подземелье был оборудован специальный ход для потребностей императора и весталок.
Много механизмов разного типа находились в подземелье. К примеру, предтечи лифтов и структуры, распахивающие клети крайне опасных хищников. Еще ученые нашли остатки древней гидравлической системы, которая давала возможность быстро опустить либо поднять всю арену!
Невдалеке от Колизея располагалось несколько вспомогательных учреждений:
- К примеру, Ludus Magnus («Большой полигон»), по-другому — школа гладиаторов.
- Одна из 4-х прославленных гладиаторских школ доставляла воинов на ристалище посредством специального подземного тоннеля.
- Еще поблизости находилась школа Ludus Matutinus, где подготавливались воины, специализирующиеся на боях с животными.
Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Colosseo, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.
Интересные факты
Внутреннее наполнение Колизея значительно пострадало от хода времени, сегодня в рабочем состоянии примерно 1,5 тысячи зрительских мест. Однако, ряд звезд мирового масштаба предпочитают для своих представлений как раз данную площадку. Среди подобных знаменитостей:
- Рей Чарльз, май 2002 года
- Пол Маккартни, май 2003 года
- Элтон Джон, сентябрь 2005 года
- Билли Джоел, июль 2006 года
Образ Колизея неоднократно использовался в искусстве: в литературе, кинематографе, музыке. Самые яркие примеры подобного:
- Стратегические игры серий — Age of Empires, Civilization, Assassins’s Creed.
- Как декорации к кинолентам — «Римские каникулы», 1953 г., «Гладиатор», 2000 г.
- Главный образ в синглах Боба Дилана Bob Dylan — «When I Paint My Masterpiece» и российской рок-команды «Ария» — «Колизей».
Отель с видом на Колизей
Самым выигрышным вариантом расположения в непосредственной близости от Колизея можно назвать гостиницу Mercure Roma Centro Colosseo, о которой было написано в данном обзоре. 4-х звездный отель, отреставрированный в 2013 году, предоставляет своим посетителям удобнейшие номера, учитывая личные предпочтения (для курящих, не курящих, с детьми).
Одна из основных особенностей заведения — терраса с видом на Рим и амфитеатр Флавиев. Приятный бонусом к ней идет купальный бассейн на крыше здания!
Адрес: Via Labicana 144
Телефоны: (+39)06/770021 — Факс : (+39)06/77250198
Расценки за номера: от 100€.
Сайт: www.booking.com
Посещение Колизея
На территории исторического памятника работает музей Эроса. Понтифик Бенедикт XVI внес Colosseo в крестовое шествие в честь Страстной пятницы как место поклонения христианским святыням.
Билеты в Колизей
Полнокровный билет на поход в амфитеатр выйдет в 23.50€. В эти расценки входит еще и посещение холма Палатина и Римского форума. Активен билет 48 часов – по одному разу для любой достопримечательности. Для граждан ЕС имеется шанс побывать в Колизее без оплаты! Жители Евросоюза возраста 18 — 65 лет могут перейти через специальный вход на территорию Колизея свободно.
Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Colosseo, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.
Еще не нужно доверять гидам, в огромных количествах афиширующих свои услуги у стен Колизея. Вероятнее всего, они возьмут в три раза дороже, а уровень их профессионализма не подтвержден.
Тут инструкция для самостоятельного приобретения билетов в Colosseo без очереди.
Время работы
С 8.30 до предзакатного часа:
- со 2-го января по 15-е февраля с 8.30 до 16.30
- с 16-го февраля по 15-е марта с 8.30 до 17.00
- с 16-го марта до последней субботы марта с 8.30 до 17.30
- от последней субботы марта до 31-го августа с 8.30 до 19.15
- на протяжении целого сентября с 8.30 до 19.00
- с 1-го и до последнего воскресенья октября с 8.30 до 18.30
- с последнего воскресенья октября до 31-го декабря с 8.30 до 16.30
Как добраться до Колизея
Colosseo располагается в историческом центре Рима, поблизости с Римским форумом и площадью Венеции.
Адрес: Piazza del Colosseo
Тут пошаговая инструкция, как попасть к любой римской достопримечательности:
На метро: линия B (станция Colosseo), линия А (Manzoni), а после на трамвай №3, доставляющий в южном направлении.
Автобусы: № 60,75,85,87,271,571,175,186,810,С3 и миниавтобус на электротяге №117.
Трамвай: №3.
Колизей на карте Рима
1, 00184 Roma RM, Италия
Просто вау! Были прошлым летом. Нам ооочень понравилось. До этого как раз посмотрели фильм Гладиатор.
Я тоже захотела полететь в Рим и посмотреть Колизей после просмотра Гладиатора. Летали три года назад — осталась под приятными впечатлениями надолго.
Я восхищаюсь римской архитектурой, Колизей — это не просто очередное красивое место. Для меня это своеобразный символ — не только Древнего Рима, но и в целом — нашего прошлого.
Мне всегда нравился Колизей, даже есть пару красивых фоток, сделанных на его фоне. Но почему-то раньше не читала о его происхождении и истории. Впечатлена, мягко говоря! Это круто!
Спасибо большое, что так детально рассказываете про римские достопримечательности. Вас хочется читать. Картинки очень интересные подбираете, за это отдельное спасибо. Кажется, что в реальности побывала там.
знала, что там происходили гладиаторские бои, но вот о том, что там біли звериные схватки не знала. ужасно(( не представляю даже, как кому-то такое может понравиться.
Я тоже не представляю себе, как можно было использовать животных в таком ужасном развлечении. Мы отказались сейчас даже от походов в зоопарки, никогда не ходили на цирк с животными.